Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932
В галерее «Элизиум» открыта выставка Исаака Моисеевича Рабиновича (1894–1961), приуроченная к 125-летию со дня рождения выдающегося мастера, одного из создателей русского театрального авангарда ХХ века
Экспозиция охватывает творчество художника 1910–30-х годов. Произведения этих лет отражают поиск и утверждение собственного оригинального художественного языка. Архитектурные принципы построения сценического пространства, введенные Рабиновичем, оказывали влияние на творческие поиски художников оперного и драматического театра на протяжении всего ХХ века.
Рабинович начал работать в эпоху русского авангарда 1910-х годов, что в значительной степени повлияло на формирование его взглядов. Художники и режиссеры творили новое революционное искусство, и Рабинович смело вошел в этот мир. Ученик Александры Экстер, он был знаком с открытиями русских кубофутуристов и с новой западной живописью. Первую известность ему принесли спектакли, поставленные совместно с К. Марджановым, среди которых самый яркий — «Фуэнте Овехуна» (Киев, Второй государственный драматический театр им. В. И. Ленина (бывш. Соловцова)). Это было зрелище ослепительных красок, контрастных противопоставлений, в нем была злободневность и выразительность плаката. «После этого спектакля, — вспоминал Вс. Вишневский, — мы шли окрыленные на фронт».
Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Саломея. Эскиз костюма к постановке «Саломея» О. Уайльда. 1919
Собрание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Эскиз мужского костюма к постановке «Саломея» О. Уайльда. 1919
Собрание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
В экспозиции выставки представлены редкие эскизы Рабиновича к его ранним постановкам. Костюмы, построенные на принципах кубизма, были явно вдохновлены обаянием искусства Экстер. Художник смело экспериментирует, сочетая в костюмах плоскости и объемы, создавая контрасты цвета и фактур.
Исаак Рабинович сотрудничал с Московским государственным еврейским театром ГОСЕТ. Яркий темперамент художника проявился в постановке драмы «Бог мести» Шолома Аша (1921, режиссер А. Грановский). Угловатые кубообразные формы предметов интерьера, мрачный колорит, тусклое освещение усиливали атмосферу таинственности. В «Колдунье» Гольдфадена (1922, режиссер А. Грановский) реальность и вымысел слились воедино. В декорациях сквозь условность конструкции проглядывает конкретность реального прототипа. Такое своеобразие художественного языка А. Эфрос назвал живым конструктивизмом.
Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Эскиз мужских костюмов с мизансценой к постановке «Колдунья» А. Гольдфадена. 1922
Собрание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Эскиз женского костюма к постановке «Колдунья» А. Гольдфадена. 1922
Собрание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
Работая с великими режиссерами К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко, Е. Б. Вахтанговым, Исаак Рабинович ярко и талантливо проявил себя как в драматических, так и в оперных постановках. Он внес новаторские идеи в оформление спектаклей на сценах академических театров: Большого театра, музыкального театра Немировича-Данченко и др. Его работы заслужили высокую оценку крупнейших иностранных режиссеров-реформаторов, таких как Андре Антуан, Гордон Крэг и Макс Рейнгардт…
Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Макет декорации к комедии Аристофана «Лизистрата». 1923
Собрание Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Эскиз костюмов к комедии Аристофана «Лизистрата». 1923
Собрание РНММ
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
Для спектакля «Лизистрата» (1923) Рабинович создал конструктивистские декорации, превратив сценическое пространство в активно действующую среду. Художник запечатлел на сцене образ Эллады — яркий, полный жизни, страсти и света. Декорация менялась на глазах зрителей. Ярко-синий фон, белые колонны, желто-оранжевые и огненно-красные костюмы бросали вызов аскетизму и монохромности конструктивизма. В зале галереи «Элизиум» зритель сможет убедиться в этом и ощутить атмосферу Древней Греции, оказавшись как бы внутри декорации легендарного спектакля.
Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Испанки. Эскиз костюмов с мизансценой к опере Ж. Бизе «Карменсита и солдат». 1924
Собрание Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Испанки. Эскиз костюмов с мизансценой к опере Ж. Бизе «Карменсита и солдат». 1924
Собрание Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
В оформлении постановки «Карменсита и солдат» (1924), очередной совместной работе Вл. Немировича-Данченко и Рабиновича, сочетаются кубистическая и конструктивная стилистика, а сама сценическая установка напоминает арену для боя быков. Художник мастерски использует цвет, а особенно свет, который оживляет и усиливает эмоциональное воздействие спектакля. Палитра красок отсылает нас к полотнам великих испанских живописцев.
В 1930-е годы Рабинович создал превосходные эскизы декораций и костюмов для столичных театров. К наиболее ярким спектаклям в его оформлении относятся оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Гугеноты» Д. Мейербера для Большого театра.
Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Эскиз костюма к опере С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». 1927
Собрание РНММ
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Панталоне. Эскиз костюма к опере С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». 1927
Собрание РНММ
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
Персональная выставка Исаака Рабиновича в галерее «Элизиум» демонстрирует своеобразие и масштаб творческого дарования художника. Впервые зрители смогут увидеть серии эскизов костюмов к постановке «Тиль Уленшпигель» (1931), эффектно раскрывающие творческие поиски художника, а также разработки эскизов грима к «Евгению Онегину» (1933) и «Гугенотам» (1934), яркими и смелыми штрихами рисующие образ каждого героя.
Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Эскиз грима к опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». 1933
Собрание Музея Большого театра России
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»Исаак РАБИНОВИЧ (1894–1961) Эскиз грима к опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». 1933
Собрание Музея Большого театра России
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
В экспозиции собраны произведения из собраний Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, Музея Большого театра России, Российского национального музея музыки, Музея Московского художественного академического театра, Музея Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Выставка «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932» открыта 26 января — 28 марта 2021 года в залах галереи «Элизиум»:
Москва, Гороховский переулок, 7.
Телефон: (499) 230–00–77, [email protected], www.elysium.ru
Галерея открыта: пн — вс, с 10:00 до 19:00. Вход бесплатный, по сеансам.
Санитарные ограничения: посещение в масках и перчатках.
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
Постоянный адрес статьи:
https://ftp.artinvestment.ru/news/exhibitions/20210122_elysium_rabinovich.html
https://ftp.artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20210122_elysium_rabinovich.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.