Выставка Эль Лисицкого открывается сразу в двух музеях
Сегодня, 14 ноября состоится открытие выставок Эль Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу и в Еврейском музее и центре толерантности
Эль ЛИСИЦКИЙ Флаговый штандарт советского павильона выставки «Пресса» в Кельне. Вид от Рейна. 1928
Картон, тушь, гуашь, коллаж (наклейки из цветной бумаги). 70,8 × 52,8
Источник: пресс-релиз ГТГЭль ЛИСИЦКИЙ Обложка каталога Первой выставки русского искусства в Берлине. Эскиз. Вариант. 1922
Калька, тушь, гуашь, графитный карандаш. 27 × 19
Источник: пресс-релиз ГТГ
Экспозицию этой двойной выставки составили около 400 экспонатов — живопись, графика, фотографии, типографика, иллюстрации, плакаты, коллажи, рукописи из собраний ГТГ, Художественного музея Базеля, Художественной галереи Морицбург (Халле, Германия), Музея Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды), амстердамского Стеделейк-музеума, Центра Помпиду, Азербайджанского национального музея искусств им. Рустама Мустафаева (Баку), РГБ, РГАЛИ, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Музея Израиля (Иерусалим), Государственного музея современного искусства (Солоники), а также из коллекций Бориса и Лизы Аронсон и Sepherot Foundation. Куратор выставки Т. Горячева. Дизайн экспозиции: Е. Асс, К. Асс, Н. Корбут.
Выставка «Эль Лисицкий» — первая масштабная ретроспектива художника в России и совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности. Эль Лисицкий — один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» (проун — Проект утверждения нового). Выставка воссоздает творческий путь художника, знакомит со всеми его этапами и направлениями.
Ранний, «доавангардный» период творчества Лисицкого и работы, связанные с его деятельностью в Культур-Лиге (еврейской культурно-общественной организации), представлены в Еврейском музее и центре толерантности. Помимо них, в экспозицию вошли его графические (в том числе плакат «Клином красным бей белых», предоставленный Российской государственной библиотекой) и театральные работы, а также проуны, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.
Эль ЛИСИЦКИЙ Проун 43. Около 1922
Бумага черная тисненая, наклеенная на картон, гуашь, акварель, тушь, графитный карандаш, алюминиевая краска, чертежные инструменты, наклейки из цветной бумаги. 66,8 × 49
Источник: пресс-релиз ГТГЭль ЛИСИЦКИЙ Небоскреб на площади у Никитских ворот. Общий вид сверху. Проун на тему проекта.
Бумага черная, глянцевая, наклейки из цветной бумаги, черная, цветная тушь, кисть, перо, печать. 22,8 × 15,5
Источник: пресс-релиз ГТГ
В залах Третьяковcкой галереи экспонируется около 200 работ, среди которых проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции ГТГ. Здесь впервые в России показаны шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний (в отечественных музеях нет ни одной живописной работы художника). Эти произведения Лисицкий создал в Германии в начале 1920-х годов, куда он был направлен для налаживания художественных контактов.
Две части выставки представят Лисицкого как универсального художника — живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа.
Эль ЛИСИЦКИЙ Фигура из геометрических форм. Около 1922
Вариант проуна 43. Бумага, наклеенная на картон, графитный и цветные карандаши, наклейки из цветной бумаги. 49,4 × 29,9
Источник: пресс-релиз ГТГЭль ЛИСИЦКИЙ «Проун вращения». Около 1920
Графитный карандаш, тушь, гуашь. 18,3 × 11,4; 10,6 × 9,2
Источник: пресс-релиз ГТГ
Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: «Эль Лисицкий — важнейшая фигура в художественной культуре ХХ века. Его творчество, крайне востребованное на Западе, к сожалению, не очень хорошо известно в России. Эта выставка впервые дает возможность понять отечественному зрителю то, что сделано Лисицким, увидеть, как он работал с идеями Малевича, учеником которого был в определенный момент, как создал особое художественное направление и собственный тип художественных произведений. Лисицкий выводил идеи Малевича в трехмерное пространство, переходя от плоских супрематических композиций к объемным структурам. Это во многом определило эстетику европейской и мировой архитектуры ХХ столетия. Роль художника в истории фотографии, плаката и рекламы, в истории выставочного дизайна трудно переоценить: все, что делалось в этих сферах начиная с 1920–30-х годов во многом обязано Лисицкому. Впервые у современного зрителя появляется возможность это оценить, а также задуматься над важнейшей темой — взаимоотношений художника и власти — и понять, как можно было, работая в системе госзаказа, продвигать самые смелые художественные идеи».
Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности: «Для нас как для молодого музея очень важен этот совместный проект с Третьяковской галереей. И не случайно поводом для нашего творческого союза стала именно выставка Лисицкого. Тема авангарда — одна из ключевых для нашего музея, а Лисицкий — один из главных русских и европейских авангардистов. Еврей по национальности, он родился в России и прославился на весь мир.
Надеюсь, что гости смогут посетить обе части экспозиции. Выставка охватывает все периоды и аспекты творческого пути Лисицкого. Она получилась очень интересной и для тех, кто давно знаком с его творчеством, и для тех, кто только откроет для себя его имя в искусстве».
Источник: пресс-релиз ГТГ и Еврейского музея и центра толерантности
Постоянный адрес статьи:
https://ftp.artinvestment.ru/news/exhibitions/20171114_el_lissitskiy_exhibition_in_tretyakov_gallery.html
https://ftp.artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20171114_el_lissitskiy_exhibition_in_tretyakov_gallery.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.