«Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932»
Сегодня вечером в галерее «Элизиум открывается выставка, посвященная художникам русского театрального авангарда первых послереволюционных лет
Сегодня вечером галерея «Элизиум» открывает выставку «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932», продолжающую цикл выставок, посвященных авангардному театру. Первая выставка цикла — «Памятники русского театрального авангарда» — состоялась в 2006 году.
Касьян Ярославич Голейзовский (1892–1970) — одна из знаковых фигур русского балета ХХ века, талантливейший русский балетмейстер, подлинный новатор — всю жизнь боролся за обогащение, обновление танцевального языка. Наследник классической балетной традиции русской школы, он жил в «состоянии постоянной жажды открытий» и пришел к подлинно авангардной хореографии, требовавшей от художника нового языка и новых приемов для решения новых задач.
ГОЛЕЙЗОВСКИЙ К. Я.
Арлекин. Эскиз костюма к сюите концертных номеров «Маски» на музыку Б. Бера. 1918
Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь,
перо. 48 х 35,5
© Собрание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, МоскваГОЛЕЙЗОВСКИЙ К. Я.
Старуха. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С.Шаминад. 1919
Бумага с водяными знаками, гуашь, графитный карандаш, акварель, тушь, лак. 41,2 х 33,5
Собрание семьи К. Я. Голейзовского, Москва
Выставка в галерее «Элизиум» охватывает период с середины 1910-х до 1932 года. Это был значительный и плодотворный этап в жизни Голейзовского-балетмейстера. Ранний период его творчества пришелся на время становления и развития русского авангардного театра 1910–20-х годов, и в этот процесс К. Голейзовский внес важнейший вклад. Оформление сценического пространства и театральный костюм — часть пластической концепции Голейзовского. Сам одаренный художник, Голейзовский сотрудничал лишь с теми, кто был талантлив и отвечал его авангардным исканиям. Для этих художников недолгое время русского классического авангарда стало периодом высших достижений в театральном искусстве. На выставке будет представлено творчество одиннадцати художников: П. С. Галаджева, Дани, В. А. Ефимова, Н. А. Мусатова, А. Г. Петрицкого, Г. А. Пожидаева, А. М. Родченко, М. М. Сапегина, Н. И. Сибиряковой-Голейзовской, Б. Р. Эрдмана, С. И. Юткевича, а также произведения самого К. Я. Голейзовского.
СИБИРЯКОВА-ГОЛЕЙЗОВСКАЯ Н. И.
Эскиз женского костюма к «Восточному танцу» на музыку К. Сен-Санса. 1916 Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш. 34 х 34,5 Собрание семьи
К. Я. Голейзовского, МоскваПОЖИДАЕВ Г.А.
Экзотическая маркиза. Эскиз костюма к балету
Н. Н. Черепнина «Маска Красной смерти». 1919
Бумага, графитный карандаш, акварель,
гуашь. 48,4 х 31,8
Собрание семьи К. Я. Голейзовского, Москва
За несколько лет балетмейстер прошел путь от кубистической стилизации в эскизах Г. Пожидаева для балета «Маска Красной смерти» (1919) к конструктивистскому оформлению танцевальных композиций первой половины 1920-х годов Б. Эрдмана и А. Петрицкого.
В постановках Голейзовского изменяется сам тип сцены балетного театра, впервые появляется декорация-конструкция. Он применяет конструктивистское оформление в балете «Сарказмы» (1922). Б. Эрдман разрабатывает для него конструктивистские сценические декорации к балету «Фавн» (1922). Логическое продолжение эта линия находит в конструктивистском макете А. Петрицкого к балету «Смерть Изольды» (1924). Совершенным образцом конструктивистских изысканий Голейзовского можно считать декорации Б. Эрдмана к балету «Иосиф Прекрасный» (1925).
ЭРДМАН Б. Р.
Погонщик. Эскиз костюма к балету В. В. Василенко «Иосиф Прекрасный». 1925
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 69,2 х 44,8
© Собрание Музея ГАБТ России, МоскваПЕТРИЦКИЙ А. Г.
Рыцарь на коне. Эскиз костюма к опере Дж. Россини «Вильгельм Телль». 1927
Бумага, графитный карандаш, гуашь,
аппликация. 64,8 х 49
© Собрание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Москва
Среди художников, с которыми сотрудничал Голейзовский, — тонкий график П. Галаджев, органично встроивший кубизм и конструктивизм в оформление постановок, основанных на классической балетной школе; Н. Мусатов, в костюмах которого пластика обнаженного тела танцовщика не скрывалась от глаз зрителя, но подчеркивалась летящими, яркими элементами — лентами, тканями, что бесконечно разнообразило зрелище танца, дополняя движение и позы; Б. Эрдман — самый изобретательный и концептуальный художественный соавтор Голейзовского, чьи лаконичные по композиции, сделанные в кубистической стилистике и обогащенные выразительными деталями, тканями, материалами костюмы естественным образом становились не только украшением танца, но и его полноправным участником, и целый ряд талантливых авторов.
ПЕТРИЦКИЙ А. Г.
Волейболисты. Эскиз костюмов к балету-пантомиме «Футболисты» на музыку В. А. Оранского. 1929
Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь,
тушь. 71,6 х 55,7
© Собрание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, МоскваМУСАТОВ Н. А.
Египетские костюмы. Эскиз мужских костюмов к неустановленной постановке. 1920-е
Бумага, карандаш, гуашь, серебряная краска. 25 х 32,5
© Собрание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Москва
Каждого автора из тех, кто представлен в настоящем каталоге, исследователи называют в числе самых ярких представителей русского театрального авангарда.
Выставка, приуроченная к 120-летию со дня рождения выдающегося русского балетмейстера, организована совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Музеем Государственного академического Большого театра России, Государственным центральным музеем кино, Российским Государственным архивом литературы и искусства и фондом «Сохранение творческого наследия Касьяна Голейзовского». Музеи и архив предоставили для выставки 68 произведений из своих собраний, всего же в состав выставки войдет более 200 экспонатов.
Выставка сопровождается объемным научным каталогом, в котором опубликованы 207 произведений (некоторые — впервые), приведены уточненные биографии художников и статьи известных специалистов Е. Я. Суриц и И. Н. Дуксиной, посвященные творчеству балетмейстера-новатора и сотрудничавших с ним художников. Кроме того, в каталоге впервые будет дана подробная иллюстрированная хроника событий творческой жизни К. Голейзовского с 1909 по 1932 год. Хроника, ставшая результатом кропотливой исследовательской работы, составлена на основе архивных документов и научных публикаций признанных специалистов, в ней систематизирован массив сведений о богатой и разнообразной творческой деятельности балетмейстера и участии в ней художников театра. Хроника, статьи и биографии сопровождаются иллюстрациями из журналов 1910–20-х годов, редкими фотографиями из частных и государственных архивов.
Каталог снабжен справочным аппаратом, в том числе аннотированным именным указателем, призванным дополнить представление читателя о времени и интересах К. Голейзовского и художников его круга.
Выставкой «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932» галерея «Элизиум» отмечает 15-летие со дня своего основания.
Контактная информация:
Москва, Центральный Дом художника, Крымский Вал, Новые галереи ЦДХ, галерея 10
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00
Телефон: (499) 230–00–77
Телефон/факс: (499) 230–00–75
Е-mail: [email protected], [email protected]
Web: www.elysium.ru.
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
Постоянный адрес статьи:
https://ftp.artinvestment.ru/news/exhibitions/20121128_elysium.html
https://ftp.artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121128_elysium.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.