График, живописец, теоретик искусства
Специального художественного образования не получил. Работал в Театральном отделе Наркомпроса (Москва) в качестве руководителя секции массовых представлений и зрелищ (1918–1920); в конце 1920 из-за своей крайне левой идеологической позиции был снят с этого поста А. В. Луначарским.
Был женат на режиссере-кинодокументалисте Э. И. Шуб; дружен с А. М. Родченко и В. Ф. Степановой, А. Г. Тышлером, Л. В. Кулешовым, Л. М. Лисицким, братьями В. А. и Г. А. Стенбергами, С. Б. Телингатером. Участвовал в деятельности Инхука; один из основателей Первой рабочей группы конструктивистов (1921). Сделал основные доклады на заседаниях группы в процессе ее оформления: «О программе и плане работ Группы конструктивистов», «Об организационном плане Группы конструктивистов», «О плане работ отдела печати и агитации». Опубликовал книгу «Конструктивизм» (Тверь, 1922), где сформулировал идеологическую базу конструктивизма. Автор декларации «Борьба за “Массовое действо”» (1922). В 1922–1923 — редактор журнала «Кино-фот».
Занимался проектированием архитектурных и типографских макетов, выполнял киноплакаты, экслибрисы. Оформил плакаты: «Первая выставка современной архитектуры» (1927), «Выставка работ Владимира Маяковского» (1931). Создал ряд живописных работ.
Член Объединения современных архитекторов (ОСА, 1926–1930) и художественный руководитель печатного органа ОСА журнала «Современная архитектура» (СА); член группы «Октябрь» (с 1928) .
С 1924 — участник выставок (1-я дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства в Москве). Экспонировался на выставках: 1-й выставке киноплаката (1925), 1-й выставке графики (1926; Ассоциация художников-графиков при Доме Печати), «Московский экслибрис 1926 года» (1927) в Москве; Международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге и Нюрнберге (1927).
В середине — второй половине 1930-х работал в Хабаровске и Томске. 25 октября 1941 был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, 8 сентября 1942 — расстрелян. В 1989 реабилитирован посмертно.
Творчество представлено в ряде музейных собраний, среди них — Каракалпакский государственный музей им. И. В. Савицкого в Нукусе.
Источники:
1. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 87.
2. Художники русского театра. 1880–1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Каталог-резоне. Авт. ст. и сост. Дж. Э. Боулт. М., 1994. С. 114–115.
3. lists.memo.ru.
Арт-инвестиции 2025: как изменилась логика вложений в искусство? Часть 2
25.06.2025Арт-инвестиции 2025: как изменилась логика вложений в искусство? Часть 1
24.06.2025Открыт 266-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
23.06.2025Открыты 586-е торги аукциона ARTinvestment.RU
23.06.2025Арт-кинозал: «Кусама: Бесконечные миры»
20.06.2025История арт-дилеров. Часть 2. Марко Боскини и венецианский рынок XVII века
17.06.2025Открыт 265-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.06.2025Открыты 585-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.06.2025Борис Марковников: «Здравствуй, королева!»
11.06.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе